В споре электрокаров и ДВС поставлена жирная точка
И поставил ее Денис Масленников из
@usstocksnews на примере Tesla и Ford. Tesla как раз неплохо пошумела с отчетностью. Посмотрим, чего стоят выкрутасы Илона Маска по сравнению со старым добрым бензиновым автопромом.
Tesla все еще дорогая
В 2021-2022 годах на пике популярности практичных инвесторов отпугивали заоблачные значения мультипликаторов производителей электрокаров. Так, капитализация Tesla начиная с конца 2021-го превышала всю суммарную рыночную стоимость Toyota, Volkswagen, Daimler, General Motors, Ford и BMW одновременно.
К январю рыночная стоимость Tesla снизилась c $1,2 трлн до менее чем $400 млрд в моменте. Скептики все еще продолжают настаивать на дороговизне компании, оперируя сравнением с «классическими» автопроизводителями, такими как Ford и GM. Действительно, коэффициент P/E Ford кратно ниже: 5,5x против 48,5x у Tesla.
Сопоставим компании с учетом их долгосрочных целей.
Tesla (TSLA) По итогам 2022 года Tesla владеет тремя гигафабриками и поставила 1,31 млн электрокаров, что на 40% больше, чем годом ранее.
Илон Маcк ставит амбициозные цели перед компанией: построить от 10 до 12 гигафабрик и выйти на производство 20 млн электрокаров ежегодно к 2030 году. Цель предусматривает долгосрочный совокупный среднегодовой темп роста производства на 50%!
В рамках цели уже в 2023 году Tesla введет в эксплуатацию завод в Берлине и на начальном этапе ведет работы по строительству объектов в Японии и Индонезии. Вчера Маск, комментируя отчетность за 2022 финансовый год, огласил производственную цель: выпустить «около 1,8 млн автомобилей в 2023 году».
А теперь Ford (F)
По итогам 2022 финансового года Ford Motor продал 1 864 464 транспортных средств, что примерно на 2,2% меньше, чем в 2021-ом. Точных прогнозов менеджмента об объемах поставок к 2030 году нет, но консенсусы аналитиков крутятся около цифры в 3-3,5 млн автомобилей в год.
Пока Tesla расширяет географию гигафабрик, Ford продает локации. Буквально пару дней назад на WSJ проскочило сообщение о возможной продаже китайской BYD завода в Германии.
В сухом остатке
Перекладывая на язык мультипликаторов, прогнозы по Tesla к 2030 году подразумевают форвардный показатель цена/выручка в диапазоне от 0,3x до 0,6x, что уже (по ценам TSLA на дне) относительно сопоставимо с форвардной оценкой конкурирующей компании Ford Motor (от 0,2x до 0,4x).
Сегодня, уже после публикации квартальных результатов Tesla, к сожалению, стоит констатировать, что риски покупки «прям сейчас и на все» уже высоки. В первую очередь из-за уровней S&P 500, который вблизи 4100 пунктов смотрится перегретым на фоне постоянно падающих ожиданий по прибылям компаний. Сейчас предполагается снижение прибылей компаний индекса на 3%, хотя в начале января консенсус предусматривал падение на 1,6%.
Что касается долгосрочной перспективы, Tesla выглядит крайне привлекательно и буквально кричит: «Купи меня на откате!»
@twostocks