dd$

  • *****
  • 6095
  • 234
    • Просмотр профиля
Дайджест газеты "Коммерсант" от 16 мая 2011 года (часть III).

Дайджест газеты "Коммерсант" от 16 мая 2011 года (часть III). ДОМОДЕДОВО ВЗЯЛИ ЗА ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО ГЕНПРОКУРАТУРА И СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ПОДВЕЛИ ИТОГИ ПРОВЕРОК АЭРОПОРТА Как и предполагал "Ъ", итоги проверок Генпрокуратурой и Счетной палатой Домодедово не приведут к серьезным последствиям для частных акционеров аэропорта. Основные претензии возникли к ФГУП "Администрация аэропорта Домодедово", которое передавало аэропорту в аренду государственное аэродромное имущество. Максимум, что грозит самому Домодедово,- пересмотр арендных ставок, зато своих постов могут лишиться некоторые чиновники. "Ъ" удалось ознакомиться с итогами проверок, проведенных Генпрокуратурой и Счетной палатой в феврале-марте в Домодедово по поручению президента Дмитрия Медведева. Ведомства направили в Минтранс и Росавиацию предписания (есть в распоряжении у "Ъ"), где указывается на грубые нарушения законодательства в работе аэропорта. Но выявлены эти нарушения были не в ЗАО "Международный аэропорт Домодедово", которое контролируется частными владельцами, а во ФГУП "Администрация аэропорта Домодедово" (владеет аэродромами, перронами, техническими сооружениями). Согласно письму первого заместителя Генерального прокурора РФ Александра Буксмана в адрес министра транспорта Игоря Левитина, выяснилось, что каждое третье здание (в общей сложности речь идет о госимуществе стоимостью 160 млн руб.) было передано в аренду ЗАО "без оформления каких-либо договорных отношений". Кроме того, в результате ряда сделок аренды, заключенных "в ущерб интересам государства", бюджет недосчитался порядка 80 млн руб. доходов. Другие соглашения ФГУП и ЗАО также приносили убытки государству. Например, конвертация долговых обязательств на сумму 500 млн руб. принесла ущерб в 10 млн руб. Кредиторская задолженность ФГУП постоянно растет (сейчас - более 850 млн руб.), тогда как аэропорт получает прибыль, подчеркивают в Счетной палате и Генпрокуратуре. В Росавиации, в ведении которой находится ФГУП, сообщили "Ъ", что предписания получили, часть претензий устранена, другая - устраняется. Ведомство также проводит конкурс по замещению вакантной должности гендиректора ФГУПа. Источник в Росавиации уточняет: "О нарушениях во ФГУПе нам было известно и до проверок. Приказ об увольнении генерального директора ФГУПа Леонида Сергеева был подписан более года назад. Но по закону исполнительный лист об увольнении необходимо было передать чиновнику лично. Господин Сергеев постоянно уклонялся от встречи с Росавиацией, а в марте скончался в результате сердечного приступа". В Минтрансе "Ъ" сообщили, что итоги проверок будут обсуждаться на специальном совещании, которое пройдет "в ближайшее время". Юристы, которые ознакомились с претензиями Счетной палаты и Генпрокуратуры, уверены, что санкций в адрес частных владельцев аэропорта они не повлекут. "Формально имущество, арендованное в нарушение норм законодательства, может быть арестовано,- отмечает Дмитрий Лобачев из "Юков, Хренов и партнеры".- Но вряд ли кто-то пойдет на остановку деятельности крупнейшего российского аэропорта". Юрист считает, что государство просто получит повод перезаключить договоры аренды на аэродромное имущество. Эксперт Госдумы Виталий Бордунов добавляет, что итоги проверок могут повлечь за собой увольнение чиновников, ответственных за согласование контрактов с Домодедово. Андрей Рожков из ИФК "Метрополь" полагает, что с Домодедово будет заключен новый договор на аренду аэродромного имущества. Обычно такие договоры заключаются на 30 лет, поясняет аналитик, ставки рассчитываются так, чтобы за этот период была выплачена полная стоимость имущества плюс затраты на работы по реконструкции, если сам арендатор не осуществляет их. То есть платежи аэропорта могут вырасти на 500 тыс. руб. в месяц, что для Домодедово не является существенным. Но совладелец Внуково Виталий Ванцев уточняет, что имущество государства может быть переоценено с существенным увеличением стоимости и тогда затраты аэропорта вырастут гораздо сильнее. По неофициальной информации, сейчас Домодедово платит государству примерно вдвое меньше, чем прочие аэропорты московского авиаузла. ВХОД В МЕТРО ПОДОРОЖАЛ ДЛЯ РЕКЛАМЫ МОСКОВСКАЯ ПОДЗЕМКА УТОЧНИЛА ТРЕБОВАНИЯ К НОВОМУ ОПЕРАТОРУ ГУП "Московский метрополитен" выберет нового оператора по размещению рекламы во всей столичной подземке на открытом аукционе 8 июня. После удачной продажи аналогичного контракта на наземный транспорт город повысил минимальную стоимость пятилетнего контракта метрополитена более чем в 1,5 раза, почти до 1,587 млрд в год. Победитель сможет занять сразу 15% рынка наружной рекламы в Москве и почти 8% в России. ГУП "Московский метрополитен" в минувшую пятницу опубликовало официальное извещение о проведении открытого аукциона "на право размещения средств рекламы на специально отведенных местах". Заявки на участие в торгах принимаются по 3 июня, сам аукцион назначен на 8 июня. Договор с действующим оператором, компанией "Олимп" Александра Шусторовича, истекает 30 июня. Как сообщал "Ъ" еще 3 мая, на торги будет выставлен всего один лот, то есть сразу все рекламные возможности столичной подземки. Изначально стартовая стоимость пятилетнего контракта была определена в 1,03 млрд руб. Но 5 мая прошел аукцион по выбору рекламного подрядчика ГУП "Мосгортранс" (управляет более 5,5 тыс. столичных автобусов, троллейбусов и трамваев), и в ходе тех торгов стоимость пятилетнего договора неожиданно для его организаторов выросла с 244 млн руб. до почти 2,2 млрд руб. После этого руководитель департамента СМИ и рекламы Владимир Черников пообещал пересмотреть стартовую цену для аукциона по метрополитену. Теперь она определена уже в 1586,607217 млн руб. в первый год. Каждый последующий год она будет увеличиваться на коэффициент инфляции, но не меньше чем на 8,3% от предложенной победителем суммы. Для сравнения: отчисления "Олимпа" метрополитену в 2010 году составили только 783 млн руб. В тендерной документации уточнено количество рекламоносителей в московском метро: сегодня "Олимп" размещает рекламу на 4,7 тыс. щитах различного формата, 828 указателях, 216 плазменных экранах и 131 флаге. С учетом всевозможных стикеров, которые расклеиваются в вагонах, на дверях в вестибюлях, турникетах, а также рекламных модулей на схемах метро общая площадь всех поверхностей достигает почти 59 тыс. кв. м. По этому показателю "Олимп" уверенно входит в десятку крупнейших операторов наружной рекламы страны, констатирует гендиректор исследовательской компании "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин. Возможную выручку "Олимпа" в 2010 году он оценивает примерно в 2,5 млрд руб., или 15% от всех затрат на наружную рекламу в Москве и 7,7% по всей России. Большие рыночные доли занимают только News Outdoor (минимум 21,7% по России) и группа Gallery (10,7%). "Олимп" будет участвовать в объявленном аукционе, заверил "Ъ" коммерческий директор компании Альберт Теплицкий. Помимо Москвы метро есть также в Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Петербурге и Самаре, и рекламу в их подземках либо напрямую, либо как субподрядчик размещает компания "Альмакор Андеграунд": по данным ЕГРЮЛ, на 85% она принадлежит ООО "Ньюс Аутдор", еще 15% - у господина Теплицкого. Управляющий директор News Outdoor Максим Ткачев возможное участие в предстоящих торгах московского метрополитена не комментирует. Российский офис оператора BigBoard, на 50% принадлежащий французской группе JCDecaux, должен, по словам его управляющего директора Руслана Желудика, еще изучить документацию. JCDecaux во всем мире специализируется на транспортной рекламе и является, в частности, совладельцем рекламного оператора парижского метро Metrobus. Изучает инвестиционную привлекательность аукциона и группа Gallery. Три собеседника "Ъ" на рынке "наружки" слышали про интерес к торгам группы "Видео Интернешнл" (ВИ), крупнейшего продавца телерекламы, либо структур, аффилированных с ее топ-менеджментом. Эта информация не соответствует действительности, настаивает представитель ВИ Елизавета Свиридова. Х5 ПОШЛА НА А5 РИТЕЙЛЕР КУПИЛ 8,45% АПТЕЧНОЙ СЕТИ Х5 Retail Group (магазины "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель", "Копейка" и др.) выкупила 8,45% А5 Pharmacy Retail Ltd, головной компании сети аптек А5: миноритарная доля в аптечной сети досталась ритейлеру в обмен на помещения Х5, которые арендовали аптеки. Кроме этого Х5 перенесла сроки опциона на выкуп до 100% А5 Pharmacy Retail Ltd с 2011 года на 2012-й. О покупке 8,45% А5 Pharmacy Retail Ltd (головная компания сети аптек А5) Х5 планирует объявить сегодня, рассказал источник, близкий к сделке. Приобретались акции допэмиссии, уточнил он. О покупке 100% А5 Х5 договорилась в 2008 году. Согласно подписанному тогда соглашению, Х5 получила опцион на выкуп в течение 2011 года 100% акций А5 Pharmacy Retail Ltd: договор с владельцами А5 также предусматривал эксклюзивные права на открытие аптек А5 в магазинах X5 на правах аренды сроком на десять лет. Миноритарный пакет А5 был оплачен правами аренды на эти помещения, уточнил источник "Ъ", близкий к Х5: к сегодняшнему дню А5 открыла на площадях ритейлера примерно 190 аптек из 713 средней площадью 25-30 кв. м каждая (стандартная площадь А5 - от 70 кв. м). Одновременно с покупкой доли в А5 Х5 договорилась о переносе сроков действующего опциона с 2011 года на 2012-й. Соглашение не предусматривает заранее оговоренных формул по оценке бизнеса аптечной сети, оценка компании будет проводиться непосредственно перед исполнением опциона, уточнил собеседник "Ъ". Гендиректор А5 Роман Буздалин подтвердил "Ъ" факт сделки, но от других комментариев отказался. В Х5 комментарий не предоставили. A5 Pharmacy Retail Ltd создали владельцы компании "Сеть розничной торговли", бывшего крупнейшего франчайзи сети "Копейка", среди которых экс-гендиректор "Копейки" Сергей Солодов и гендиректор А5 Роман Буздалин. А5 объединяет 713 аптек под брендами А5 и "Социальные аптеки". Выручка в 2010 году - $250 млн. X5 Retail Group на 31 декабря 2010 года управляла 2,469 тыс. магазинов в России и на Украине. Чистая розничная выручка за 2010 год с учетом приобретенной в конце 2010 года сети "Копейка" - $13,047 млрд. 47,9% X5 принадлежит "Альфа-групп", 19,8% - у основателей сети "Пятерочка", 1,9% - у менеджмента, 0,1% - казначейские акции, еще 30,3% торгуются на Лондонской фондовой бирже (LSE). Капитализация в пятницу - $10,18 млрд. По данным ЦМИ "Фармэксперт", Х5 покупает шестую по количеству торговых точек аптечную сеть в России с долей на коммерческом рынке лекарственных средств 0,94% по итогам 2010 года. Для сравнения: лидер рынка сеть "36,6" занимает 2,53% рынка в 2010 году с 989 аптеками. Аптека в продуктовом магазине помогает привлечь дополнительных покупателей, говорит аналитик "Ренессанс Капитала" Наталья Загвоздина. Но, по ее мнению, в краткосрочной перспективе аптечный ритейл как бизнес не слишком привлекателен: после вступления в силу 1 января поправок в Налоговый кодекс, которые отменили для крупных аптечных учреждений возможность использовать единый налог на вмененной доход (ЕНВД), рентабельность большинства аптечных сетей упала практически до нуля. РЫНОК ПОВЫШЕННОЙ МОЩНОСТИ ГОСУДАРСТВО ВЗЯЛОСЬ ЗА ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЕ На фоне масштабных инвестпрограмм энергокомпаний государство впервые за много лет обратило пристальное внимание на профильное машиностроение. Минпромторг представил стратегию развития отрасли до 2030 года, в которой основной упор сделан на защиту рынка от иностранных производителей и импортозамещение. Иностранцам, чтобы сохранить доступ к российскому рынку, предлагается налаживать и локализовать здесь производство, передавая технологии совместным предприятиям (СП). Угроза национальной безопасности В марте Минпромторг представил "Стратегию развития российского энергетического машиностроения до 2030 года". Ключевая идея - обеспечение "энергетической безопасности" страны" с помощью импортозамещения. К 2020 году оборудование иностранного производства должно занимать не более 20% российского рынка. Пока его суммарная мощность не превышает 5% от общей. Но, считают в Минпромторге, если рынок будет развиваться так же, как сейчас, к 2020 году на зарубежном оборудовании будет работать до 27% мощностей российской энергосистемы, что "недопустимо с точки зрения безопасности". Безопасным уровнем министерство считает 20%. Однако российские энергетики большую часть оборудования контрактуют за рубежом. По данным Минпромторга, более 50% контрактов до 2013 года заключены с иностранцами, и тенденция не меняется. По мнению главы Фонда энергетического развития Сергея Пикина, это происходит, в первую очередь, потому, что многие востребованные виды оборудования просто не производятся в России. "Технологии либо отсутствовали, либо были утеряны",- поясняет эксперт. Например, Минпромторг оценивает потребность отрасли в газовых турбинах в 2011-2015 годы в 24 ГВт, из которых 23 ГВт придется на импортные поставки. Кроме того, добавляет господин Пикин, порой заказывать оборудование за рубежом дешевле, в силу того, что его производство поставлено там "на конвейер", в России же это "штучный продукт". Минпромторг подтверждает, что "цены на российское энергетическое оборудование уже превысили уровень цен на аналогичное оборудование китайского производства и вплотную подошли к уровню цен ведущих европейских, американских и японских компаний". Заместитель главы Минпромторга Андрей Дементьев добавляет, что иностранные поставщики предлагают удобные схемы финансирования контрактов, тогда как в России такой практики почти нет. На совещании по развитию энергетического машиностроения 8 апреля Владимир Путин поручил проработать "вопрос о предоставлении льготных кредитов на покупку российской энергетической техники" - но речь шла об иностранных заказчиках. Кроме того, отмечает Андрей Дементьев, иностранцы сдают объекты "под ключ". Российские же производители разобщены и "ограничиваются поставкой на рынок отдельных агрегатов и функциональных узлов". Тучи над границей В Минпромторге видят два сценария развития отрасли - "инвестиционный и партнерский". При инвестиционном "осуществляется формирование в компаниях, разрабатывающих и производящих оборудование четко определенных центров компетенции и развитие их научно-технологической базы за счет инвестиций". Но в результате российский энергомаш "может оказаться не в состоянии обеспечить российских и зарубежных потребителей современным энергетическим оборудованием из-за ограниченной возможности центров компетенции", а отечественная энергетика станет зависимой от закупок зарубежного оборудования. Это "повлечет за собой возникновение потенциально весьма опасной зависимости стабильности работы единой энергосистемы России от поставок зарубежных комплектующих". К 2020 году доля российских производителей на внутреннем рынке составит всего 15%, а количество занятых в отрасли уменьшится на 60%, до 25 тыс. человек. "Партнерский вариант" предполагает государственно-частное партнерство разработке инновационных технологий, масштабные вложения НИОКР и наукоемкие технологии, в том числе и из средств федерального бюджета. Например, в 2012 году Минпромторг оценивает объем инвестиций в НИОКР на уровне 5,8 млрд руб., из которых 3,2 млрд руб. будут выделены из бюджета, на техническое перевооружение отрасли потребуется 9 млрд руб., "привлеченные частным бизнесом в кредитных организациях". Общее финансирование стратегии обойдется, по оценкам Минпромторга, до 2030 года в 312,37 млрд руб. (37,93 млрд руб. из бюджета), до 2020 года в 157,37 млрд руб. (22,33 млрд руб. из бюджета). В результате Минпромторг прогнозирует долю российского оборудования на рынке на уровне 86%, а число занятых в отрасли - 120 тыс. человек. На закупки иностранного оборудования уйдет всего 831 млрд руб., против 2,13 трлн руб. по первому варианту. При этом в стратегии прямо говорится, что государству придется защищать рынок от иностранных производителей. Например, "в случае достижения доли российской энергосистемы, основанной на зарубежном оборудовании, требующем регулярных поставок запасных частей иностранного производства, значения в 20%, участие в конкурсах заявок с зарубежным оборудованием должно быть законодательно запрещено". Также Минпромторг предлагает провести антидемпинговые расследования в случае обнаружения "недобросовестной конкуренции и откровенного демпинга". Эту идею поддержал и Владимир Путин, заявивший на съезде Союза машиностроителей, что "действенным механизмом по защите интересов российских производителей должно стать и таможенно-тарифное, и нетарифное регулирование". Сдавайте лицензии Но Минпромторг старается подсластить пилюлю для обеспокоенных иностранцев, уверяя, что подобные меры не являются ключевыми (см. интервью с Андреем Дементьевым). Ведь одним из основополагающих элементов "партнерского варианта" должны стать СП с иностранными партнерами и получение от них технологий. Процесс создания СП уже начался. Первопроходцем стал немецкий Siemens, который создал СП "Интертурбо" с "Силовыми машинами" еще в 1991 году. Сейчас Siemens владеет блокпакетом "Силовых машин" и дважды пытался купить контрольный пакет, однако сделку блокировала ФАС. По лицензии Siemens "Силовые машины" выпускают газовую турбину ГТЭ-160, которая используется для строительства парогазовых установок большой мощности - на 450 МВт или 220 МВт. В 2008 году "Силовые машины" приобрели у Siemens лицензию на производство, продажу и сервисное обслуживание газовой турбины SGT5-4000F мощностью 285 МВт. "ЭМАльянс" (контролирует около 80% российского рынка котельного оборудования) в 2008 году заключил лицензионное соглашение о передаче технологии систем утилизации тепла с американской Nooter/Eriksen. Оно предполагает проектирование, изготовление, продажу, поставку и установку котлов-утилизаторов по американским технологиях. В последнее время проектов СП в энергомаше стало гораздо больше. В феврале французский Alstom подписал соглашение с "РусГидро" о создании совместного производства в Башкирии. Там будет выпускаться оборудование для малых ГЭС мощностью до 25 МВт, средних ГЭС (до 100 МВт) и гидроаккумулирующих станций (до 150 МВт). По словам главы подразделения "Глобальная сбытовая сеть" Alstom Power в России Андрея Лавриненко, инвестиции в базовом варианте составят €50 млн, но могут быть и выше. "Интер РАО ЕЭС", "Ростехнологии" и американская General Electric (GE) в декабре 2010 года подписали рамочное соглашение о создании СП, которое будет выпускать газовые турбины мощностью 77 МВт для среднеразмерных энергоблоков. Кроме того, "Интер РАО" и Alstom анонсировали СП по производству комплектов малых паровых турбин для ТЭЦ, работающих на сверхкритических параметрах пара. Параметры проекта пока не раскрываются. По логике Минпромторга, через СП с иностранцами российский энергомаш должен пойти по тому же пути, что и автопром. Об этом говорил и Владимир Путин. "Активнее перенимать опыт автопрома" призывал он на совещании по развитию энергетического машиностроения 8 апреля. "Через технологическое партнерство с иностранными инвесторами необходимо добиваться высокой степени локализации производства, создавать единую цепочку - от инжиниринговых центров до сервисного обслуживания",- сказал он. Пока требуемый уровень локализации в энергомашиностроении не обозначался. Но Никита Мельников из "Атона" отмечает, что "обеспечить высокую локализацию для столь высокого технологичного оборудования за краткие сроки очень сложно". По данным самих машиностроителей, в 2010 году объем мирового рынка энергооборудования составил около $95,6 млрд, показав падение к 2009 году на 9,2%. "В кризис выполнялись много заказов, законтрактованных двумя-тремя годами ранее, поэтому выручка компаний росла,- поясняет Никита Мельников из ИК "Атон", согласный с приведенными выше оценками рынка.- На падение 2010 года, соответственно, повлияли кризисные годы, когда заказов поступало меньше". Крупнейшим игроком рынка остается GE, контролирующая 29%, второе место у Siemens - 19,2%, третье - Alstom с 16,3%. российские энергомашиностроители занимают не более 2%, из них 1,5% приходятся на "Силовые машины". Минпромторг оценивает мировой рынок иначе - на уровне $70 млрд, причем на GE, по мнению министерства, приходится 24%, Alstom - 16%, Siemens - 10%. Однако в оценках доли российских компаний на мировом рынке и машиностроители, и чиновники сходятся. В министерстве отмечают, что мировые компании проявляют все большую активность на российском рынке и "традиционных для России рынках энергетического машиностроения - в странах СНГ и Азиатского региона", используя при этом "все возможные методы, чтобы вытеснить российских производителей, в частности, демпинговые цены и кредитование потребителей на выгодных для них условиях". Кроме того, в стратегии утверждается, что на мировом рынке активно происходят процессы слияний и поглощений, как "новые угрозы для отечественного энергетического машиностроения", в силу того, что это позволяет более эффективно финансировать НИОКР и поставлять "всю линейку продукции". Однако Никита Мельников отмечает, что "в последнее время крупных слияний и поглощений в отрасли не происходило", последней масштабной сделкой была покупка компанией Alstom доли ABB (50%) в СП ABB Alstom Power, которая произошла в 2000 году. В то же время, добавляет аналитик, сейчас на мировом рынке существует тенденция, когда крупные игроки покупают компании, которые разрабатывают новые продукты, вместо того чтобы приобретать у них лицензии. "В БОЛЬШИНСТВЕ СТРАН ВПОЛНЕ СПОКОЙНО ПРАКТИКУЕТСЯ ТАРИФНЫЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ" Игорь Костин, гендиректор "Силовых машин" - Насколько велико технологическое отставание российского энергомашиностроения от зарубежного? - Нужно определиться, по каким параметрам и критериям идет сопоставление. Например, есть ли у нас свое оборудование для различных видов топлива? Да, есть. Достаточна ли линейка этого оборудования, например, по мощности? Да, достаточна. По крайней мере, наши мощности загружены заказами на годы вперед. Если говорить о продуктовой линейке в целом, то мы находимся на мировом уровне. Если же сравнивать оборудование по определенным характеристикам, то, к примеру, российское гидрооборудование, так же как и быстроходные турбины для АЭС, по параметрам эффективности лучше зарубежных аналогов, а новое поколение систем диагностики и мониторинга существенно их превосходит. Другой вопрос, насколько долго оно не устареет? Для модернизации нам необходима стройная концепция и последовательно реализуемая политика правительства в области энергомашиностроения. Как частный бизнес, мы делаем то, что можем, но могли бы делать это гораздо быстрее при увеличении доли финансирования НИОКР государством. - Насколько, по вашему мнению, должны и могут быть повышены пошлины на импорт иностранного оборудования? - В большинстве развитых и развивающихся стран вполне спокойно практикуется тарифный протекционизм в отношении ставок пошлин на оборудование и услуги, являющихся жизненно важными для экономики. Сегодня российские пошлины на импорт основного оборудования для энергомашиностроения достигают 15%. Во многих странах-членах ВТО они больше. Например, в Индии - 20%, в Бразилии - 20-30%, в КНР - до 30%, в некоторых странах, например Андорре, Боснии и Герцеговине, Бутане, Норвегии,- 35%. Механизм тарифного регулирования способствует защите собственного производителя и в то же время создает возможность доступа к передовым иностранным технологиям через технологическое партнерство, локализацию производства, создание СП. Он является и барьером для входа на рынок компаний, проводящих политику демпинга. К тому же генеральное соглашение по тарифам и торговле, которое является правовой основой ВТО, не запрещает протекционизм и позволяет применять многие виды тарифных и нетарифных ограничений. - Не вызовет ли импортозамещение переход на технически отсталые российские образцы оборудования? - Переход на технически отсталое оборудование невозможен. Во-первых, российские машиностроители работают на внешнем рынке и открыто конкурируют с ведущими мировыми производителями. Это обязывает иметь конкурентные продукты. Во-вторых, заказчику экономически нецелесообразно приобретать технически устаревшее оборудование. Это будет стимулировать научные разработки. - Насколько перспективно партнерство российских производителей с иностранными? - Как правило, подобные совместные проекты ориентированы на локализацию конкретного продукта или технологии, например гидротурбин малой мощности или трансформаторного оборудования. Мы считаем, что обязательным условием таких проектов должны стать 100-процентная локализация оборудования в России и отсутствие рыночных преференций в отношении СП. Но опасение вызывают случаи, когда альянсы с зарубежными фирмами, не входящими в число ведущих, пытаются создать отечественные компании, не являющиеся профессиональными игроками на рынке. Их интерес понятен, многие ОГК и ТГК реализуют масштабные инвестпроекты. Но помимо прибыли нельзя забывать и о надежности и безопасности оборудования, которые такие СП вряд ли смогут гарантировать. "ЭТО ТАКОЙ ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ" Андрей Дементьев, замминистра промышленности и торговли - Почему стратегия развития энергетического машиностроения до 2030 года появилась именно сейчас? - Сейчас российский энергомаш занимает 2% мирового рынка, но наши целевые установки более амбициозны - порядка 15-17%. Для достижения этой цели и разработана стратегия. К 2020 году мы хотим занять продукцией, произведенной в России, 80% внутреннего рынка. При этом важнейшая установка - конкурентоспособность по сравнению с иностранными аналогами. Уверен, что такой рывок абсолютно реалистичен. Во-первых, потенциал отрасли это подтверждает. Во-вторых, спрос на внутреннем рынке достаточно высок. Есть и дополнительные преимущества. Происшествие на Саяно-Шушенской ГЭС наглядно проиллюстрировало, что в случае форс-мажора отечественный производитель ("Силовые машины".- "Ъ") готов скорректировать график заказов для удовлетворения внутреннего потребителя. Маловероятно, что такую лояльность проявят иностранцы. - Доля в 80% рынка будет достигнута за счет повышения пошлин на импорт иностранного оборудования? - Не понимаю, откуда появилось мнение, что повышение пошлин - основная мысль стратегии. Это многоуровневый, комплексный документ, и таможенно-тарифное регулирование лишь одна из возможных мер, далеко не приоритетная. Сегодня пошлины составляют 0-15%. Там, где мы конкурентоспособны, установлены пошлины 15%. Там, где у нас недостаточно мощностей или компетенций,- 0%. - Стоит ли вскоре ожидать роста пошлин? - Не вижу основания для таких ожиданий. - Действительно ли Минпромторг предлагает "закрывать рынок", если доля иностранного оборудования превысит порог в 20%? - Нет. Я не вижу причин для того, чтобы вообще произносить словосочетание "закрытие рынка". Нравится нам это или нет, уже сегодня иностранные поставщики занимают более 20% рынка. Но, еще раз подчеркну, наша целевая установка - к 2020 году эту ситуацию изменить в пользу российской продукции. - Но сейчас объем контрактов по иностранной продукции превышает заказы на российскую? - На сегодня в традиционной энергетике мы находимся в решающей точке - примерно 50% на 50%. - Как стратегия соотносится с возможным вступлением России в ВТО? - Я не вижу связи. Во-первых, импортные пошлины для нас на сегодняшний день не являются чем-то сверхопределяющим. Во-вторых, в переговорном процессе с ВТО все переходные периоды уже согласованы. - Что же тогда станет толчком к "импортозамещению"? - Для интенсивного развития российскому энергомашу нужны заказы и ускоренное технологическое обновление. Это такой цивилизованный, не запретительный, а развивающий протекционизм. - Могут ли контракты с иностранными производителями быть перезаключены в пользу российских? - Все текущие проекты продолжаются, никто не собирается вносить в них какие-либо изменения. - Когда начнется активная загрузка заказами отечественных производителей? - К сожалению, пока мы имеем недостаточно четкое представление о том, что будет с заказами за пределами 2015 года. Планы по развитию электроэнергетики имеют прогнозный характер. - Какие шаги планируются в краткосрочной перспективе? - Ближайший и сверхактуальный шаг - утверждение программы развития силовой электротехники и энергетического машиностроения на 2012-2016 годы. Деньги на реализацию программы нужно предусмотреть в бюджете уже с 2012 года. "ЛЮБАЯ СТРАНА ЗАИНТЕРЕСОВАНА В ТОМ, ЧТОБЫ ОБОРУДОВАНИЕ ПРОИЗВОДИЛОСЬ ВНУТРИ" Андрей Лавриненко, глава подразделения "Глобальная сбытовая сеть" Alstom Power/Russia - Каково отношение Alstom как иностранного производителя к стратегии развития российского энергомаша, предполагающей массированное импортозамещение? - Любая страна заинтересована в том, чтобы оборудование производилось внутри, чтобы кадры ковались внутри, чтобы были рабочие места. Это нормальная тенденция, ее можно только приветствовать. Вопрос в том, как сделать это, чтобы не отпугнуть инвесторов, которые готовы вместе с партнерами открывать производство фактически по всем линейкам своей продукции и локализоваться. Государство должно помогать тем иностранным компаниям, которые будут создавать производство здесь, но и барьерные меры в виде увеличения пошлин тоже надо разумно вводить. Когда оборудование локализовано и готово к выпуску, тогда можно поднимать таможенные пошлины, а не наоборот. - Планы Alstom в России будут корректироваться в связи со стратегией Минпромторга? - Так получилось, что Alstom уже пошел в том направлении, о котором говорит Минпромторг. Если сравнить с другими компаниями, то Alstom впереди большинства по локализации производства оборудования в России. Компания действует так не только в России, но и, например, в Бразилии и Китае. - Какова политика Alstom в отношении передачи лицензий на продукцию? - Это зависит от рынка и типа технологии. У каждой компании есть критические технологии, которые позиционируют ее на глобальном рынке, и любая компания заинтересована в том, чтобы часть ноу-хау развивать и производить самостоятельно. У Alstom есть большой опыт по передаче технологий, но в каждом отдельном случае идет взвешенный подход к условиям лицензионного соглашения. - Ваши совместные проекты с "РусГидро" предполагают передачу лицензий? - Сейчас это в процессе обсуждения: когда, какие технологии, в каком объеме совместно будут развиваться дальше. - Насколько реалистичны прогнозы Минпромторга о том, что к 2020 году 80% рынка будет за российскими производителями? Насколько они технологически готовы? - Но ведь не сказано, что это оборудование на 100% сделано именно российской компанией. Это может быть и СП с разной долей участия иностранной компании. Главное, чтобы это было произведено на территории России. Я думаю, что это вполне возможно сделать и до 2020 года. Все будет зависеть от готовности таких компаний, как Alstom, строить заводы и передавать технологии. Все будет зависеть от того, будет ли создана среда, мотивирующая это достижение соотношения в 80%. Если среда появится, я не вижу причин, почему нет. Начало будет положено просто сборкой, потом глубина локализации будет увеличиваться с каждым годом. - Каков портфель заказов у Alstom в России? -Сейчас это производство газовой турбины GT13E2 для электростанции "Молжаниновка", контракт был подписан в апреле. Конечно, участвуем в ряде тендеров по сервису и модернизации объектов, но их итоги пока неизвестны. - Как развивается СП с "РусГидро"? - На заводе, который будет строиться в рамках СП, в первую очередь будет производиться гидроэнергетическое оборудование для малых ГЭС мощностью до 25 МВт. В потенциале тот же завод может производить оборудование для ГЭС до 100 МВт и гидроаккумулирующих станций мощностью в 150 МВт. Сейчас идет работа над бизнес-планом и финансовой моделью СП. Приблизительные цифры уже ясны. Инвестиции в базовом варианте составят от €50 млн, но в зависимости от бизнес-плана они могут быть скорректированы. Завод планируется построить в Башкирии.

Source: Новости AK&M


 

Отметьте интересные вам фрагменты текста и они станут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.