dd$

  • *****
  • 6087
  • 234
    • Просмотр профиля
Дайджест газеты "Коммерсант" от 25 июля 2011 года (часть I).

Дайджест газеты "Коммерсант" от 25 июля 2011 года (часть I). ИЗ "ГАЗПРОМА" ВЫКАЧАЛИ СКИДКУ Для итальянской Edison монополия впервые согласилась снизить цену Итальянская Edison, которая первой из европейских потребителей решилась на судебное разбирательство с "Газпромом" из-за цен на газ, смогла добиться уступок от монополии. Сами по себе они не будут для "Газпрома" обременительными - Edison покупает не более 2 млрд кубометров российского газа в год. Однако ситуация может осложнить переговоры монополии с другими, более крупными потребителями. В пятницу Edison сообщила, что договорилась с компанией Promgas - СП "Газпрома" и итальянской ENI - о долгосрочных закупках у нее российского газа. Условия контракта в Edison не раскрыли, но отметили, что стоимость российского газа теперь учитывает "изменившиеся рыночные условия". По словам главы Edison Брюно Лескера, "российская сторона согласилась пересмотреть цену газа (для Edison.- "Ъ") исходя из того, что последние несколько лет цены на итальянском газовом рынке падали". Новые договоренности с "Газпромом" окажут "влияние на финансовые результаты Edison в 2011 году на уровне €200 млн", отметили в Edison. Это влияние "позитивное", пояснил "Ъ" источник, близкий к переговорам сторон. Как подчеркнули в Edison, договориться с "Газпромом" компания сумела только после того, как летом 2010 года "начала арбитражное разбирательство" из-за цен на газ. Требуя от "Газпрома" снизить их, Edison подала иск в Стокгольмский арбитраж. Переговоры с монополией велись еще с 2008 года, но никакого результата не давали. Теперь же, когда с "Газпромом" все-таки удалось договориться на приемлемых для Edison условиях, арбитражное разбирательство будет прекращено, пообещали в компании. В "Газпром экспорте" (вел переговоры от лица "Газпрома") подтвердили разрешение конфликта с Edison, но раскрыть подробности нового контракта отказались. Edison S.p.A - старейшая в Европе (основана в 1884 году, расположена в Милане) и одна из ведущих энергокомпаний Италии. Акционеры - Transalpina di Energia Srl (61%), EdF (19%) и Carlo Tassara SpA (10%), остальные акции торгуются на бирже. Edison импортирует, производит и продает электроэнергию, природный газ и нефть. Мощность электростанций - 12,5 ГВт, поставки газа - 15,8 млрд кубометров в год. Выручка в 2010 году - €10,4 млрд (рост 18%), EBITDA - €1,4 млрд (падение 6,9%). Это первый пример того, как европейский потребитель добился от "Газпрома" уступок в конфликте вокруг цен на газ, предъявив иск к монополии. Переговоры об этом ведут почти все ключевые потребители в Европе - немецкие E.ON, BASF и RWE, французская GDF Suez, итальянские ENI и Enel. Но кроме Edison исков к монополии до сих пор никто не предъявлял, хотя, например, RWE грозила это сделать. "Газпром" в спорах с потребителями всегда занимал демонстративно жесткую позицию, сохраняя высокие цены даже ценой падения физических объемов поставок. В 2010 году выручка монополии от экспорта составила $43,9 млрд. Уступку Edison источники "Ъ" в "Газпроме" объясняют тем, что это "далеко не самый крупный клиент, с которым проще договориться, чем завязывать долгие судебные разбирательства". Изначально "Газпром" даже предъявил к Edison встречный иск в Стокгольме, но затем отказался от него. Как говорит один из источников "Ъ", "там все упирается во введение пары новых коэффициентов в формулу расчета цены и в послабление обязательств Edison по take-or-pay". Ни то ни другое нельзя назвать чем-то второстепенным для "Газпрома". Именно пересмотра формул цены и условий take-or-pay (гарантированный объем поставок) от монополии добиваются европейские клиенты. Если "Газпром" действительно сделал серьезные уступки в адрес Edison, это может осложнить его переговоры с другими крупными потребителями в Европе и в первую очередь - с итальянской ENI. Зампред правления "Газпрома" Александр Медведев уже признавал, что в целом история с Edison осложнила переговоры с ENI, потому что "налицо прямой конфликт интересов" - Edison является конкурентом партнера монополии. Впрочем, пока неофициально менеджеры "Газпрома" уверяют, что "к каким-либо радикальным изменениям в переговорах с другими потребителями история с Edison не приведет" и что "каждый контракт - это особенные, индивидуальные отношения, своя специфика, формулы цены и прочее". В целом "Газпром" противоречит сам себе, полагает глава East European Gas Analysys Михаил Корчемкин. С одной стороны, поясняет он, монополия декларирует необходимость сохранения высоких цен на трубопроводный газ, пусть и под угрозой судебных исков, с другой - заявляет о намерении нарастить свою рыночную долю в Европу с нынешних 21-23% до 30%. В условиях, когда абсолютно все потребители требуют пересмотра контрактов, это нереально, считает эксперт. Однако, добавляет Валерий Нестеров из "Тройки Диалог", Европе так или иначе все равно придется найти компромисс с "Газпромом", и вряд ли стоит ожидать массовых судебных исков к монополии. БАНКИ НАКРЫЛО ВОЛНОЙ АНТИОТМЫВА Ужесточение борьбы с легализацией грозит им дефицитом кадров "Ъ" стали известны первые итоги применения поправок к законодательству, обязавших с начала года ЦБ штрафовать банки и их сотрудников за все без исключения нарушения антиотмывочного закона. За полгода возбуждено 450 дел об административных правонарушениях. В ЦБ ждут, что к концу года эта цифра существенно вырастет, в банках готовятся к осложнениям отношений с иностранными контрагентами, а банковские сотрудники, отвечающие за финмониторинг, требуют повышения зарплат или увольняются. Тотальные санкции за нарушения, подавляющее большинство которых - технические, могут в результате привести к снижению качества борьбы с отмыванием в банковской системе. По данным департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России, с января по середину июля теруправления ЦБ возбудили 450 дел об административных правонарушениях за несоблюдение антиотмывочного законодательства, из них 139 - в отношении сотрудников банков, ответственных за борьбу с отмыванием, остальные - в отношении кредитных организаций как юрлиц. Решения по указанным делам, включая штрафы (размер которых, согласно Кодексу об административных правонарушениях, варьируется от 10 тыс. до 50 тыс. руб. для сотрудников и от 20 тыс. до 300 тыс. руб. для банков), были приняты в 200 случаях. Из них 83 решения были приняты в отношении должностных лиц банков. Столь масштабных штрафных санкций за нарушение антиотмывочного законодательства участники рынка не припоминают. Это первые итоги действия новых норм закона "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем…" и КоАП, которые с нового года обязали ЦБ штрафовать банки и их сотрудников, ответственных за борьбу с отмыванием, за любые нарушения антиотмывочного законодательства, вне зависимости от того, значимы ли они или являются техническими. До нового года обязанности штрафовать банки и их должностных лиц за нарушение антиотмывочного законодательства у ЦБ не было. Статья 74 закона "О Центральном банке" дает регулятору право (а не обязанность) штрафовать банки. Пользоваться ли этим правом и применять ли другие меры воздействия, ЦБ определял, исходя из всей совокупности нарушений, выявленных в банке в ходе проверки. В отношении должностных лиц банков, курирующих вопросы финмониторинга, статья 74 не предоставляет регулятору права применять какие-либо санкции. Такой подход ЦБ к контролю за исполнением банками антиотмывочного законодательства летом 2010 года перестал устраивать депутатов, в результате и появились поправки к КоАП и антиотмывочному закону (115-ФЗ). Согласно им, вольная или невольная ошибка банка, приведшая к опозданию на один день с отправкой сообщения в Росфинмониторинг по каждой операции или сделке, невыявлению операций, подлежащих обязательному контролю, либо допущенная при составлении сообщения, квалифицируется как самостоятельное нарушение, карающееся штрафом. В дальнейшем объем штрафных санкций к банкам будет только расти. "К концу года это будет в разы больше, чем раньше, когда мы штрафовали банки по закону о Центральном банке",- говорит директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Елена Ищенко. Она отмечает, что 92% всех нарушений сроков, за которые теперь необходимо выносить предписания о штрафах, происходят не по вине банков либо являются техническими. Например, к таким нарушениям относится несвоевременное информирование Росфинмониторинга об операциях по сделкам с недвижимостью, драгметаллами, лизинговых сделках - получить документы об их совершении на следующий день банк попросту не может. Резким ростом штрафной нагрузки на банки и их сотрудников негативный эффект новых норм не ограничивается. Получив всего лишь одно административное наказание, сотрудник банка, отвечающий за борьбу с отмыванием, рискует быть отстраненным от занимаемой должности, поскольку квалификационные требования к таким должностным лицам предусматривают отсутствие у них административных правонарушений. Уклониться от вынужденной дисквалификации собственных сотрудников банк не может - в этом случае он выступит нарушителем уже как юридическое лицо. "В конечном итоге, если не принять меры к изменению законодательства, банковская система рискует столкнуться с нехваткой квалифицированных кадров в области противодействия отмыванию, а потом и замещением их неквалифицированными или недобросовестными сотрудниками, что чревато снижением качества борьбы с отмыванием",- резюмирует Елена Ищенко. В банках подтверждают эти опасения. "Ситуация действительно тревожная: не желая платить из своего кармана за несовершенство законодательства, сотрудники, отвечающие за финмониторинг, будут увольняться,- говорит начальник департамента финансового мониторинга и валютного контроля Нордеа-банка Ирина Мусорина.- У нас пока таких случаев не было, но в некоторых банках, насколько мне известно, они уже носят массовый характер. Мы же столкнулись со сложностями при найме сотрудников в это подразделение". Немногочисленные квалифицированные специалисты, работающие в этой сфере, предпочитают не рисковать и склоняются к смене специализации либо требуют существенно большего вознаграждения за свою работу, подтверждает представитель службы финмониторинга банка из топ-10. По словам госпожи Мусориной, наиболее серьезные как кадровые, так и финансовые потери несут многофилиальные банки. Проблемы, связанные с применением новых норм антиотмывочного закона и КоАП, имеют и международный аспект. "Наличие санкций за нарушение антиотмывочного законодательства может в отдельных случаях стоить российскому банку отношений с зарубежными контрагентами,- говорит вице-президент Ситибанка Наталья Николаева.- Все они ежегодно в рамках правила "знай своего клиента" требуют от контрагентов указать, были ли у них санкции за нарушение антиотмывочного законодательства, и, если да, могут отказать в предоставлении кредита или гарантии". При этом тот факт, что банк сам заметил и исправил свою ошибку даже в течение двух дней, не дает ему возможности избежать санкций, указывает госпожа Николаева. Вариантов выхода из сложившейся ситуации может быть несколько, считают банкиры. Например, можно убрать из зафиксированных в КоАП оснований для штрафов технические нарушения антиотмывочного закона либо смягчить санкции за них - сделать не штраф, а предупреждение, предлагают участники рынка. По мнению некоторых из них, правильным было бы вообще исключить наказание банков по КоАП и применять к ним санкции, как раньше, по 74-й статье закона о ЦБ. Изначальной официальной позицией Банка России, высказанной в ходе обсуждения поправок к КоАП и 115-ФЗ, как раз и было принципиальное сохранение существовавшей системы санкций к банкам за нарушения, предусмотренной в законе "О Центральном банке". "Порядок применения санкций мы предлагали прописать в законе более четко, отдельно предусмотрев в КоАП санкции для должностных лиц за серьезные нарушения,- вспоминает замдиректора юридического департамента ЦБ Алексей Гузнов.- Но эта позиция услышана не была". Возможным решением в текущий момент, по его мнению, было бы внесение поправок в статью 6 закона 115-ФЗ, снимающих с банков обязанность по информированию Росфинмониторинга о тех клиентских сделках, по которым эту обязанность банки не могут исполнить в срок. Такие поправки еще в конце прошлого года были согласованы межведомственной комиссией при Росфинмониторинге, однако в правительство так и не попали. МЭРИЯ МОСКВЫ ВЗЯЛАСЬ ЗА МОЛОТОК И НАЧИНАЕТ РАСПРОДАЖУ АКТИВОВ В октябре в рамках массовой приватизации столичного имущества команда мэра Москвы начнет распродажу первых активов. На торги будут выставлены часть Гостиного Двора, киноцентр "Октябрь" на Новом Арбате и акции Центра международной торговли. За них мэрия рассчитывает выручить минимум $135 млн, а помогать ей в этом будет "дочка" Сбербанка и Фонда имущества Санкт-Петербурга - Российский аукционный дом. Road show первых активов, которые департамент имущества Москвы (ДИГМ) планирует продать на торгах 6 октября, состоится во вторник на конференции Российского аукционного дома (РАД; по 33% принадлежит Сбербанку, Фонду имущества Санкт-Петербурга и аффилированному с ним ООО "Русский ювелир") и "Коммерсанта". Речь идет о 49% ОАО "Ильинское подворье", которому принадлежит часть Гостиного Двора (17,5 тыс. кв. м; оставшаяся часть здания в собственности мэрии), 40% ОАО "Киноцентр "Октябрь"" (владеет одноименным кинотеатром на Новом Арбате) и 9,64% ОАО "Центр международной торговли" (ЦМТ; бизнес-центр с отелями на 270 тыс. кв. м рядом с "Москва-Сити"). Об этом "Ъ" сообщили заместитель руководителя ДИГМ Константин Песоцкий и гендиректор РАД Андрей Степаненко. Но кроме Edison исков к монополии до сих пор никто не предъявлял, хотя, например, RWE грозила это сделать. "Газпром" в спорах с потребителями всегда занимал демонстративно жесткую позицию, сохраняя высокие цены даже ценой падения физических объемов поставок. В 2010 году выручка монополии от экспорта составила $43,9 млрд. Уступку Edison источники "Ъ" в "Газпроме" объясняют тем, что это "далеко не самый крупный клиент, с которым проще договориться, чем завязывать долгие судебные разбирательства". Изначально "Газпром" даже предъявил к Edison встречный иск в Стокгольме, но затем отказался от него. Как говорит один из источников "Ъ", "там все упирается во введение пары новых коэффициентов в формулу расчета цены и в послабление обязательств Edison по take-or-pay". Ни то ни другое нельзя назвать чем-то второстепенным для "Газпрома". Именно пересмотра формул цены и условий take-or-pay (гарантированный объем поставок) от монополии добиваются европейские клиенты. Если "Газпром" действительно сделал серьезные уступки в адрес Edison, это может осложнить его переговоры с другими крупными потребителями в Европе и в первую очередь - с итальянской ENI. Зампред правления "Газпрома" Александр Медведев уже признавал, что в целом история с Edison осложнила переговоры с ENI, потому что "налицо прямой конфликт интересов" - Edison является конкурентом партнера монополии. Впрочем, пока неофициально менеджеры "Газпрома" уверяют, что "к каким-либо радикальным изменениям в переговорах с другими потребителями история с Edison не приведет" и что "каждый контракт - это особенные, индивидуальные отношения, своя специфика, формулы цены и прочее". В целом "Газпром" противоречит сам себе, полагает глава East European Gas Analysys Михаил Корчемкин. С одной стороны, поясняет он, монополия декларирует необходимость сохранения высоких цен на трубопроводный газ, пусть и под угрозой судебных исков, с другой - заявляет о намерении нарастить свою рыночную долю в Европу с нынешних 21-23% до 30%. В условиях, когда абсолютно все потребители требуют пересмотра контрактов, это нереально, считает эксперт. Однако, добавляет Валерий Нестеров из "Тройки Диалог", Европе так или иначе все равно придется найти компромисс с "Газпромом", и вряд ли стоит ожидать массовых судебных исков к монополии. КИПР ВЫХОДИТ ИЗ ОФШОРА А офшорные компании - с Кипра В Госдуму внесен документ, ужесточающий режим обмена налоговой информацией между Россией и Кипром. После вступления в силу изменений в соглашение об избежании двойного налогообложения российским владельцам компаний придется доказывать, что основной целью регистрации их на Кипре не является получение налоговых льгот. Впрочем, за два года, что этот документ готовился, около 40 тыс. компаний успели перерегистрироваться в других офшорах. В пятницу правительство внесло в Госдуму на ратификацию протокол о внесении изменений в действующее соглашение "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал". Само соглашение было подписано правительствами России и Кипра 5 декабря 1998 года, а спустя почти 12 лет, 7 октября 2010 года, стороны договорились об изменениях, которые вступят в силу после ратификации протокола обеими странами - российская сторона свой шаг в этом направлении сделала. Протокол направлен на ужесточение правил налогообложения и обмена информацией, суть его сводится к тому, чтобы сократить возможности для уклонения от уплаты налогов компаниям, зарегистрированным на Кипре, но фактически принадлежащим россиянам. Для Кипра ратификация протокола станет очередной мерой по улучшению положения страны с точки зрения международного антиотмывочного законодательства. Так, вступление в силу соглашения с Россией со всеми подзаконными актами обеспечит Кипру выход из списка офшоров российского Минфина. Кипр занимает первое место по инвестициям в РФ. По данным Минэкономики, совокупный объем кипрских инвестиций в российскую экономику на конец марта составлял около $64,2 млрд, из которых $46,9 млрд относятся к прямым инвестициям. В то же время Россия входит в число лидеров по объему средств, направляемых на Кипр. По оценкам экспертов, из 120 тыс. зарегистрированных на Кипре компаний 70-80 тыс.- российские. При этом, по экспертным оценкам, около 40% российских компаний-нерезидентов, зарегистрированных исключительно с целью оптимизации налогообложения, находятся в кипрской юрисдикции. Поправки к протоколу содержат ряд норм, закрывающих возможность зарегистрированным на Кипре компаниям реализовывать различные схемы по минимизации налоговых платежей. Так, протокол вводит статью "Ограничение льгот", позволяющую кипрской стороне отказывать в предоставлении налоговых льгот в случае, если компания не докажет, что целью регистрации на Кипре является не только получение налоговых послаблений. Кроме того, новый пункт ст. 4 ("Резидент") позволит компетентным органам обеих стран совместно определять место эффективного управления компанией, чего сейчас соглашение не подразумевает. Также дополнения к ст. 26 ("Обмен информацией") распространят информационный обмен между регуляторами обеих стран на данные о выявленных налоговых нарушениях, а не только на данные о налогах, как это было ранее. Также запрещено отказывать в предоставлении регулирующим органам банковской информации, а также информации, находящейся у финансовых институтов, номинальных владельцев активов, агентов, доверительных управляющих. Эксперты уверены, что к ратификации протокола участники рынка успели подготовиться. "Еще в 2009 году, когда появились слухи о подготовке документа, Кипр покинуло около 40 тыс. компаний",- указывает партнер коллегии адвокатов "ФБК Право" Александр Сотов. А желающие остаться на Кипре компании смогут найти юридические лазейки и в новой редакции, считают эксперты. "Тем, кто решил остаться, придется усложнить схемы обмена информацией с Кипром, что несколько удорожит бизнес, но не будет для него критично",- продолжает господин Сотов. По словам директора московского офиса консалтинговой компании Tax Consulting UK Эдуарда Савуляка, основным препятствием для действия новых норм станет отсутствие опыта составления запросов российскими налоговыми органами, что приведет к большому количеству отказов кипрской стороной по формальным причинам. "Помимо этого не ясна ответственность кипрских агентов и номинальных владельцев активов за непредоставление сведений прокуратуре",- продолжает он. По оценкам экспертов, протокол может вступить в силу до конца этого года. МИХАИЛА ПРОХОРОВА ПРЕДСТАВЯТ РОССИИ 1 августа стартует его личная рекламная кампания По сведениям "Ъ", с 1 августа Михаил Прохоров начинает личную рекламную кампанию во всех регионах. Массовое вступление новых людей в возглавляемое им "Правое дело" в партии ожидается в ближайшие недели. Пока же президент екатеринбургского фонда "Город без наркотиков" Евгений Ройзман и журналист Александр Любимов приняли предложение о вхождении в список "Правого дела" на думских выборах. Целью рекламной кампании Михаила Прохорова, которая стартует по всей стране 1 августа, является повышение его личной узнаваемости. Как пояснили источники "Ъ" в штабе партии, "нужно знакомить страну с Прохоровым, поскольку опросы по стране пока говорят о его невысокой узнаваемости". Для личной раскрутки лидера "Правого дела" будет использоваться наружная реклама, в частности билборды. На вопрос об их количестве в штабе сказали, что кампания будет "заметной", однако никакого эпатажа не планируется - "это будет портрет со слоганом". В свою очередь, советник Михаила Прохорова Юлиана Слащева сообщила "Ъ", что сейчас "идут очень активные встречи Михаила Прохорова с новыми людьми" и в ближайшие две недели в партии ожидают вступления в "Правое дело" "большого количества людей". Пока же сам господин Прохоров в своем блоге сообщил о том, что президент екатеринбургского фонда "Город без наркотиков" Евгений Ройзман дал согласие пойти на выборы в Госдуму по списку "Правого дела" (см. "Ъ" от 14 июля). "И снова хорошие новости. Дал свое согласие Евгений Ройзман, с которым вчера продуктивно пообщались. В своем решении Евгений опирался в том числе на поддержку читателей своего блога, которые подавляющим большинством сказали "да"",- написал лидер партии. Сам господин Ройзман объяснил "Ъ", что "речь не идет о вступлении в "Правое дело", а только о том, чтобы пройти в Думу по ее спискам". Он также сообщил, что к нему поступало предложение о вступлении в "Общероссийский народный фронт", но он его отклонил. Ранее господин Ройзман объяснял, что у "Правого дела" есть преимущество перед остальными в том, что "они только что собрались и пока не сделали ничего плохого". Напомним, господин Ройзман в 2003 году избрался в Госдуму от Орджоникидзевского одномандатного округа Свердловской области. В 2007 году у него возник конфликт с руководством "Справедливой России", которое не включило его в избирательный список на думских выборах. Тогда он демонстративно вышел из партии, заявив, что больше политикой заниматься не намерен. По мнению начальника аналитического управления департамента информационной политики губернатора Свердловской области Константина Устиловского, господин Ройзман - "хорошее приобретение для "Правого дела", его участие в выборах принесет определенное количество голосов, но не станет гарантией прохождения в Думу". Директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин считает, что с приходом Евгения Ройзмана в масштабах Свердловской области "Правое дело" может набрать большое число голосов, но по России - вряд ли. Одну из региональных групп "Правого дела" по Москве может возглавить журналист Александр Любимов. Он был в числе тех немногих гостей, кому дали слово на съезде "Правого дела" 25 июня, когда лидером был избран господин Прохоров. Господин Любимов тогда подчеркнул, что первый раз выступает на партийном съезде, но поскольку с господином Прохоровым дружит "20 лет" и знает его как "человека несгибаемой воли", решил поддержать. Кроме господина Любимова на съезде выступили актер Леонид Ярмольник и режиссер Павел Лунгин, которые также заявили о поддержке лидера "Правого дела". МИНРЕГИОН ВОЗВРАЩАЕТ ДЕМОКРАТИЮ СНИЗУ Оценивать губернаторов поможет местное самоуправление Часть демократических институтов необходимо вернуть на муниципальный уровень, а "распространение института сити-менеджеров" надо приостановить. К такому выводу пришла в пятницу коллегия Министерства регионального развития (Минрегион), уточнив также перечень критериев для оценки деятельности губернаторов. Признано, что эту оценку уже пора применять на практике для кадровых решений, в том числе при "досрочном прекращении полномочий главы региона". Необходимость в наборе универсальных критериев, по которым Кремль мог бы оценивать работу глав регионов, возникла после отмены в 2004 году прямых выборов губернаторов. В июне 2007 года был издан президентский указ, который содержал 43 критерия. Сведения по каждому из критериев каждый губернатор обязан ежегодно до 1 мая направлять в виде доклада в Минрегион. Ведомство, в свою очередь, обязано готовить сводный доклад и до 1 августа передавать в правительство, чтобы то могло до 1 сентября представить доклад президенту. Июльские заседания коллегии Минрегионразвития с 2009 года посвящены обсуждению доклада о губернаторах перед отправкой его в правительство. Сведения, которые ведомство получает от губернаторов, помогают понять, как развивается тот или иной регион. Но "анализ развития региона невозможен без анализа деятельности местных властей", сообщил в пятницу министр Виктор Басаргин. Он не предлагает разработать перечень критериев, с помощью которых можно было бы оценить эффективность работы мэров или сити-менеджеров. Губернаторов, к примеру, в 2010 году оценивали по 329 показателям. Вместо этого господин Басаргин заявил, что "возможно, стоит вернуть часть демократических институтов в сферу местного самоуправления". Это предложение ставит под сомнение все те модификации, которым подвергалась муниципальная власть в последние пять лет. Отмена губернаторских выборов поставила глав регионов в зависимость от Кремля. У губернаторов возникла потребность в "зависимых" от них мэрах. Этому препятствует Европейская конвенция о местном самоуправлении, по которой муниципальные органы самостоятельны и не могут входить в систему госвласти. Для обхода этих препятствий был реализован ряд законодательных инициатив на федеральном и региональном уровнях. В частности, изменилась система местных выборов. Глав муниципалитетов можно избирать как прямым голосованием жителей поселения, так и голосами депутатов представительного органа. Сами представительные органы стали избираться по смешанной системе (с передачей половины депутатских мест партиям) и по пропорциональной (в выборах участвуют только партии). Кроме того, представительные органы получили право отправлять в отставку избранных мэров. Кроме того, появились сити-менеджеры - нанятые руководители городов и поселений. Теперь же Виктор Басаргин заявил, что муниципалитеты нужно "обязательно наделить непередаваемыми полномочиями, подкрепленными финансированием". "Тогда с них можно смело спрашивать за результат",- подчеркнул министр. А для анализа работы сити-менеджеров нужна специальная система критериев. Их нынешняя работа не позволяет министерству "рекомендовать распространение этого института на уровень малых городов и поселений". Министр уточнил, что для проработки предложений нужно "получить соответствующее поручение правительства". Такое поручение вполне возможно, заявил "Ъ" член Общественной палаты и зампред общественного совета при Минрегионе Вячеслав Глазычев. Конкретные предложения для реформирования местного самоуправления уже разрабатываются теми 21 экспертными группами, которые по заданию правительства с января 2011 года занимаются обновлением "Стратегии-2020". По словам эксперта, идеи, которые изложил министр Басаргин, уже обсуждены экспертной группой, которая отрабатывает варианты решения проблем "реальный федерализм, местное самоуправление и межбюджетная политика". Разработка конкретных законодательных инициатив под эти идеи начнется осенью, рассчитывает Вячеслав Глазычев: "Работа предстоит основательная и продлится не меньше полугода". И еще не меньше полугода потребуются для того, чтобы все эти разработки "в нашей бюрократической системе довести до четких и по возможности недвусмысленных правовых норм". А пока Минрегион завершил работу над докладом об эффективности работы губернаторов в 2010 году. Для 2011 года коллегия утвердила 249 критериев оценки. Теперь не будут учитываться детская смертность или смертность от туберкулеза. Зато появятся установки, по которым можно будет вычислять неэффективные бюджетные расходы в сфере здравоохранения. Эффективными считаются расходы, при которых на 10 тыс. населения приходится примерно 41 врач и 114 медработников среднего персонала. В образовании оправданными могут быть траты, при которых на одного городского учителя приходится 16 учеников, а на одного сельского - 9. Виктор Басаргин признал, что сейчас система оценок губернаторов "имеет скорее теоретический, научный интерес", хотя по итогам каждого года президент и правительство распределяют между губернаторами гранты за достигнутые результаты. "Время обкатки системы оценки закончилось",- считает министр, и пора вводить ее в сферу практического применения. Это, по мнению Виктора Басаргина, могут быть "кадровые решения, стратегические решения по программам развития субъектов, федеральных округов и макрорегионов". Он также допускает, что "оценки" могут быть основанием для "досрочного прекращения полномочий главы региона, введения внешнего финансового управления на территории или стимулирования из федерального бюджета".

Source: Новости AK&M


 

Отметьте интересные вам фрагменты текста и они станут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.