dd$

  • *****
  • 6095
  • 234
    • Просмотр профиля
Дайджест газеты "Коммерсант" от 19 июля 2011 года (часть III).

Дайджест газеты "Коммерсант" от 19 июля 2011 года (часть III). ИПОТЕЧНЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ Долги заемщиков предлагается погасить из бюджета Хотя формально финансовый кризис завершен, де-факто проблемы с обслуживанием кредитов остались у многих ипотечных заемщиков. Пятая часть из тех, кто не справился со своими ипотечными долгами в период нестабильности, не справляются с выполнением обязательств до сих пор. Если в кризис для разрешения их проблем предлагалась помощь государства в реструктуризации ипотеки, то в преддверии выборов депутаты инициируют уже выкуп их государством. Предложение о погашении за счет бюджета ипотечных кредитов, выданных проблемным заемщикам, содержится в поправках к закону "Об ипотеке", внесенных в Госдуму депутатами Иваном Грачевым и Оксаной Дмитриевой. Текста законопроекта на сайте Госдумы пока нет, но, как пояснил "Ъ" Иван Грачев, его цель - оказать помощь тем ипотечным заемщикам из социально малозащищенных слоев общества (инвалиды, многодетные семьи, сироты, безработные), которые до сих пор испытывают проблемы с обслуживанием ранее взятых ипотечных кредитов. Смысл этой помощи, по словам господина Грачева, состоит в погашении банковского кредита за счет бюджетных средств. Далее заложенное по кредиту жилье переводится в государственную собственность, а несостоявшемуся заемщику предоставляется возможность пользоваться им по договору социального найма. По оценкам авторов законопроекта, до сих пор порядка 20 тыс. человек из числа ипотечных заемщиков испытывают проблемы с обслуживанием ранее взятых кредитов. Как указывает господин Грачев, всего в кризис нормально обслуживать взятую ранее ипотеку не могли около 100 тыс. человек. Особенностью предлагаемого депутатами способа поддержки является введение моратория на санкции за неплатежи по кредиту и обращение банком взыскания на заложенное жилье. Этот мораторий будет действовать с момента обращения заемщика за помощью и до момента принятия государством решения о ее оказании. Еще одна деталь - погашение кредита со стороны государства, по замыслу депутатов, должно осуществляться лишь в части ссуды, пропорциональной минимальному метражу, положенному по социальным нормам того или иного региона на одного человека. "Условно, если в каком-то регионе это 20 кв. метров, а кредит был взят под квартиру на 30 кв. метров, то, чтобы воспользоваться помощью, средства на погашение трети кредита заемщик должен найти сам",- пояснил Иван Грачев. Если положение несостоявшегося заемщика выправится, он сможет попробовать повторно стать собственником квартиры. Способов два: сразу выкупить ее у государства, оплатив ранее оказанную помощь плюс проценты за пользование госсредствами по ставке рефинансирования ЦБ, либо вернуться к кредитным отношениям с банком. Проблемы ипотечных заемщиков с обслуживанием ранее взятых кредитов далеки от завершения, подтверждают представители банков. "Особенно много таких заемщиков в регионах, где кредиты часто выдавались без учета значительной части рисков и ни рынок жилья, ни рынок труда до сих пор не вернулись на докризисные уровни",- говорит заместитель руководителя блока "Розничный бизнес" Альфа-банка Илья Зибарев. Впрочем, по его мнению, шансов на восстановление отношений с банками у таких заемщиков мало. "К тому же идея оплатить жилье проблемным заемщикам за счет других налогоплательщиков - абсолютно нерыночная,- считает он.- Человек, будучи малоимущим, должен думать, прежде чем брать кредит, а на непредвиденные случаи существует страховка". Деньги, которых потребует новая госпрограмма, в бюджетах уже есть, уверяют авторы законопроекта. Впрочем, по мнению участников рынка, использование средств бюджета существенно снижает вероятность прохождения документа в Думе, равно как главной причиной появления поправок они считают грядущие выборы. ДЛЯ ПОРУЧИТЕЛЕЙ ОФШОР НЕ КРЕДИТОР Суды разрешили им не платить по долгам в случае их переуступки нерезиденту Смена кредитора на офшорную компанию без согласия поручителя влечет прекращение поручительства, сочли арбитражные суды Уральского округа. Поручители нередко пытаются оспорить свои обязательства, но с таким способом суды столкнулись впервые. Если решение устоит в вышестоящих инстанциях, то иностранные компании, перекупившие долг, не смогут взыскивать его с поручителей, считают эксперты. Прецедент создало уральское ЗАО "Екатеринбург-Втормет", которое успешно оспорило договор поручительства по кредитам коневодческого хозяйства "Белая лошадь", выданным банком "Северная казна". "Белая лошадь" в 2007-2008 годах получила в банке кредиты на общую сумму 200 млн руб. Поручителем по кредитам выступал "Екатеринбург-Втормет". В июле 2010 года "Северная казна" уступила права требования кипрской компании Strelliako Ltd, а та - Business Prof Invest Ltd. После этого "Екатеринбург-Втормет" обратился в арбитражный суд Свердловской области с иском о признании договоров поручительства прекратившими свое действие. По мнению истца, смена кредитора на иностранное юридическое лицо без согласия поручителя повлекла для него возникновение неблагоприятных последствий, что, согласно ст. 367 Гражданского кодекса, позволяет считать поручительство прекращенным. "Екатеринбург-Втормет" ссылался на то, что в результате смены российского банка на нерезидента возникла необходимость оформления паспорта валютной сделки. При этом нарушение правил оформления паспортов сделок или их сроков хранения влечет административную ответственность. Суд первой инстанции согласился с доводами истца. "Северная Казна" и Business Prof Invest Ltd обжаловали решение в 17-м арбитражном апелляционном суде. В своей апелляционной жалобе банк настаивал, что при осуществлении платежей в пользу офшора оформлять паспорт сделки не нужно и неблагоприятных последствий для поручителя не наступает. А "Екатеринбург-Втормет", по мнению банка, злоупотребляет правом в целях уклонения от погашения долга. Но апелляционная инстанция 16 июня оставила решение в силе. А 30 июня Кировский районный суд Екатеринбурга отказался взыскать с Владимира Путилина - еще одного поручителя по кредитам "Белой лошади" - проценты с даты уступки прав требования офшору, сославшись на те же обстоятельства, что и арбитражные суды. "Поручители не устают изобретать все новые способы ухода от необходимости исполнения обязательства",- удивляется управляющий партнер адвокатского бюро "Бартолиус" Юлий Тай. Партнер юридической компании Vinder Law Office Прохор Савицкий считает, что суды заняли крайне формальную позицию и истолковали закон в пользу поручителя. "Едва ли необходимость оформления дополнительного документа вписывается в действительный смысл выражения "неблагоприятные последствия"",- говорит господин Савицкий. Пытаясь сократить проблемную задолженность, банки часто уступают свои права требования к должникам, при этом новым кредитором нередко становится иностранная компания. Например, Альфа-банк уступил кипрской компании Eutilia Ltd права требования к поручителям ЗАО "Союз-Виктан" и одноименному ООО по кредиту на 650 млн руб., выданному фирме "Союз-Виктан Лтд" А Номос-банк уступил права требования компании Bollara Assets Ltd на общую сумму более 3 млрд руб. к ОАО "Русская нефтяная группа", ОАО "Трудовые резервы" и сенатору Ралифу Сафину, поручившихся по кредитам холдинга "Транспромсервис". По мнению господина Тая, вышестоящие суды должны закрыть лазейку, делающую невозможной уступку требований по поручительству иностранным компаниям. "Высший арбитражный суд уже давно и планомерно пресекает попытки поручителей уйти от ответственности и не погашать кредит",- добавляет господин Тай. Анастасия Горшкова "МЕГАФОН" ИМПОРТИРОВАЛ БРЕНД Оператор переводит таджикскую "дочку" под свою торговую марку С третьей попытки "МегаФону" удалось перевести под свой бренд таджикского сотового оператора "ТТ мобайл" (владеет 75% компании, остальное - у государственного "Таджиктелекома"). Уже к концу июля "ТТ мобайл" начнет оказывать услуги под брендом "МегаФон Таджикистан". Сейчас оператор, инвестиции в развитие которого за последние три года составили $100 млн, контролирует 10% местного рынка по абонентам и почти 21% - по выручке, в планах "МегаФона" довести эти показатели до 25%. О том, что в ближайшее время "ТТ мобайл" поменяет бренд с МЛТ на "МегаФон Таджикистан" (как на русском, так и на таджикском языках), рассказал "Ъ" первый заместитель гендиректора "МегаФона" Валерий Ермаков. Ребрендинг начался в июне и должен завершиться уже к концу этого месяца. Инвестиции в смену бренда не раскрываются. По мнению экспертов, они составят до нескольких сотен тысяч долларов - в основном на постоянные бренд-носители и присутствие в рознице. "МегаФон" контролирует "ТТ мобайл" с момента ее создания в 2001 году и за десять лет три раза безуспешно пытался перевести компанию под свой бренд: до сих пор это решение блокировалось миноритарным акционером. В последний раз, осенью 2009 года, оператору даже пришлось спешно демонтировать рекламные щиты с новым брендом с улиц Душанбе. На этот раз решение о ребрендинге окончательное и принято всеми акционерами, подчеркивает Валерий Ермаков. Представитель "Таджиктелекома" это подтверждает. На "ТТ мобайл" приходится 0,8% от общей абонентской базы "МегаФона", выручка за 2010 год составила порядка 1,5 млрд руб. (0,69% от общей выручки "МегаФона"). В 2008 году "ТТ мобайл" находился в тяжелом финансовом положении, но по итогам 2010-го ситуация выправилась, говорит господин Ермаков. Компания вышла на положительный денежный поток от операционной деятельности, по сравнению с 2008 годом ее выручка выросла более чем в три раза. Помогли смена управленческой команды и увеличение инвестиций в инфраструктуру - за последние три года они составили $100 млн. "Ребрендинг должен улучшить восприятие компании в глазах абонентов, а также обеспечить ассоциативную связь компании с российским "МегаФоном". Ежегодно в сети "МегаФон" обслуживается от 0,5 млн до 1 млн абонентов из Таджикистана",- отмечает он. В среднесрочной перспективе цель компании "ТТ мобайл" - достичь как минимум 25-процентной доли на сотовом рынке - как по абонентам, так и по выручке. По итогам 2010 года, по собственным данным, "ТТ мобайл" занимал 10% сотового рынка по абонентам и 20,8% - по выручке. По данным Informa Telecoms & Media, по итогам 2010 года в Таджикистане насчитывалось 5,5 млн сотовых абонентов, проникновение составляло 77,4%. "ТТ мобайл" занимал 8,7% рынка по абонентам. Помимо него в стране работали еще три GSM-оператора - Babilon Mobile (37,1% рынка), Indigo (подконтрольна TeliaSonera, 31,1%), "Таком" ("дочка" "Вымпелкома", 14,2%), а также CDMA - оператор TK Mobile (14,4%). Независимых оценок рынка по доходам нет, поскольку ряд операторов непубличны, отмечают в "Вымпелкоме". Выручка "Вымпелкома" в Таджикистане в прошлом году - $78,2 млн (2,37 млрд руб. по внутреннему курсу компании), из них $61,3 млн (1,86 млрд руб.) - сотовый бизнес. "На рынке Таджикистана текущая торговая марка достаточна известна, и "МегаФону" придется приложить усилия, чтобы достичь в республике такой же узнаваемости своего глобального бренда",- предупреждает руководитель департамента по связям с общественностью в СНГ "Вымпелкома" Артем Минаев. Учитывая общее информационное пространство в СНГ и трудовые миграционные потоки, в Таджикистане у "МегаФона" должен быть высокий уровень узнаваемости, отмечает гендиректор BBDO Branding Турхан Махмудов. "Опыт конкурентов оператора МТС и "Вымпелкома" показывает, что наличие сильного единого бренда в СНГ лучше поддерживает бизнес, чем несколько независимых марок",- указывает он. ГЕННАДИЙ ТИМЧЕНКО ЗАРАБОТАЛ НА "ТРАНСОЙЛЕ" Чистая прибыль компании в 2010 году превысила $200 млн Компания "Трансойл", принадлежащая Геннадию Тимченко и акционерам группы "Н-Транс", в 2010 году стала самой прибыльной отдельно взятой частной железнодорожной компанией в России. Чистая прибыль "Трансойла" по итогам прошлого года выросла на 9%, но в этом году темпы роста замедлятся, предупреждают эксперты и участники рынка. Вчера стали известны результаты работы в 2010 году крупнейшего частного железнодорожного перевозчика нефти и нефтепродуктов - ООО "Трансойл". По данным СПАРК, выручка компании выросла на 33,7% - до 67,8 млрд руб., чистая прибыль - на 9%, до 5,9 млрд руб. Таким образом, "Трансойл" стал рекордсменом среди отдельно взятых частных железнодорожных компаний по величине чистой прибыли. Перевозки "Трансойла" в прошлом году росли быстрее рынка - на 20% - при среднем показателе увеличения перевозок нефтеналивных грузов по сети РЖД - 12%. По итогам года "Трансойл" перевез 59 млн тонн нефти и нефтепродуктов, то есть его доля на рынке железнодорожных перевозок нефтеналивных грузов составила 21%. Больше (73,5 млн тонн) удалось перевезти только дочерней РЖД Первой грузовой компании (ПГК), но ее парк цистерн в два с лишним раза больше, чем у "Трансойла". ООО "Трансойл" специализируется на перевозках нефтеналивных грузов. Вагонный парк компании насчитывает 29,8 тыс. цистерн. По неофициальным данным, "Трансойл" владеет около 60 локомотивов и является одним из крупнейших независимых перевозчиков по сети РЖД. Основные клиенты компании - "Роснефть", "Газпром нефть" и "Сургутнефтегаз". "Трансойл" на 66% принадлежит структурам предпринимателя Геннадия Тимченко, на 33% - акционерам группы "Н-Транс". Собеседники "Ъ" на рынке указывают, что прошлый год был удачен почти для всех компаний, которые перевозят по железной дороге нефть и нефтепродукты. Например, компания "Балттранссервис" (входит в группу Globaltrans) в прошлом году получила максимальные для себя 2,5 млрд руб. чистой прибыли. ОАО "Востокнефтетранс", принадлежащее "Уралвагонзаводу" и "Транснефти", смогло заработать на перевозках сырой нефти в рамках ВСТО около 4,5 млрд руб. чистой прибыли. Однако в этом году эти показатели сильно не вырастут, уверены двое представителей операторских компаний. Доходность полувагона в этом году превысила доходность цистерны - 1500 руб. в сутки без НДС против 1200 руб. Кроме того, замедлились темпы роста перевозок нефти и нефтепродуктов по сети РЖД - по итогам первого полугодия они выросли всего на 0,7%. Аналитик Банка Москвы Денис Борисов объясняет это повышением экспортных пошлин на мазут - один из ключевых для железнодорожного транспорта грузов. "Свою роль сыграли также ограничения в экспортных поставках бензина и нафты",- считает аналитик. Из-за замедления темпов роста перевозок крупные собственники цистерн начали искать дополнительные возможности для роста, поэтому на рынке началось перераспределение маршрутов между основными перевозчиками, рассказывает источник "Ъ" в одной из операторских компаний. Итогом этого может стать увеличение долей рынка частных компаний, которые постепенно забирают объемы у ПГК. "Дочка" РЖД в январе-июне снизила перевозки нефтеналивных грузов на 7,5%, но в компании объясняют это уменьшением доли ПГК в парке российских цистерн за счет списания собственных вагонов и тем, что конкуренты активно закупали новые цистерны. Собеседник "Ъ" тем не менее не исключает, что "Трансойл" в 2011 году сможет обойти по доле рынка ПГК. В самом "Трансойле" прогнозировать динамику 2011 года отказались. Гендиректор компании Андрей Гомон лишь заявил "Ъ", что "перевозки растут в соответствии с рынком". Денис Борисов считает, что медленные темпы роста перевозок нефти и нефтепродуктов по железной дороге сохранятся до конца года - предпосылок для их роста сейчас нет. Однако глава отдела маркетинга и аналитических исследований Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин полагает, что отрасли под силу достичь роста перевозок на 2%. ЛИЗИНГ ПРИТОРМОЗЯТ НА ГРАНИЦЕ Депутаты хотят отдать все контракты на самолеты российским компаниям Как стало известно "Ъ", депутаты Госдумы от ЛДПР готовят законопроект, в числе прочего запрещающий заключение договоров авиализинга с иностранными лизинговыми компаниями. Сейчас на них приходится 80% новых контрактов. Но участники рынка, в том числе российские лизингодатели, на поддержку которых нацелен законопроект, эту идею не поддерживают, хотя другие положения законопроекта считают перспективными. Депутаты Госдумы Юрий Коган и Юрий Напсо (оба из фракции ЛДПР) подготовили поправки к закону "О финансовой аренде (лизинге)", которые будут представлены в сентябре. "Все предлагаемые изменения касаются авиационного лизинга, они призваны поддержать российские лизинговые компании и авиапром",- рассказал "Ъ" Юрий Коган. В настоящее время документ направлен для обсуждения в регионы, а также в правительство, пояснил депутат. Чтобы поддержать российские лизинговые компании, авторы поправок предлагают законодательно выделить авиационный лизинг в отдельную категорию (сейчас он приравнивается к обычной финансовой аренде) и запретить заключать договоры авиализинга с иностранными лизинговыми компаниями. В настоящее время, согласно исследованию Globax Capital, 80% всех договоров авиализинга России заключаются через иностранные компании. 21% из них в 2010 году - это договоры с GECAS (подразделение американской General Electric), 14% - с американской International Lease Finance Corporation и 8% - с голландской Aercap. Крупнейшими отечественными лизингодателями являются "ВТБ-Лизинг" (42% российской части рынка авиализинга), "Ильюшин Финанс Ко" (36%) и "ВЭБ-Лизинг" (11%). Всего в 2010 году было заключено новых лизинговых сделок на сумму $4 млрд. Господин Коган полагает, что 80% рынка могли бы перейти к российским лизинговым компаниям, которые "получили бы прибыль и заплатили налоги в российский бюджет, а не иностранным государствам". Однако российские авиакомпании относятся к идее депутатов скептически. Гендиректор одного из перевозчиков, знакомый с законопроектом, считает, что такое ограничение конкуренции приведет к росту лизинговых ставок как минимум на 20%. Появятся дополнительные "прокладки", которые будут брать за посредничество, поясняет он. Даже российские лизингодатели воспринимают предложение без энтузиазма. Гендиректор ЗАО "Сбербанк Лизинг" Дмитрий Зотов считает, что предлагаемый запрет противоречит "всем принципам свободной конкуренции". Предложение депутатов не соответствует нормам ВТО, добавляет источник "Ъ" в "Ильюшин Финанс Ко". Впрочем, "в законопроекте, безусловно, есть и дельные" предложения", добавляет собеседник "Ъ". Например, субсидирование государством до 90% ставок по кредитам на покупку самолетов отечественных производителей, освобождение банков, которые предоставили кредит на покупку авиатехники, от налога на прибыль, "полученную при предоставлении этих кредитов". Дмитрий Зотов согласен, что эти меры и без ограничения свободной конкуренции с иностранцами могут способствовать развитию российских лизинговых компаний. Ведь главная проблема, поясняет он, более дешевые деньги в европейских банках, а значит, и низкие ставки по лизингу. "Достаточно приравнять нас к иностранным партнерам по условиям, а не выделять",- поясняет господин Зотов. Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий также считает, что предлагаемые авторами законопроекта льготы помогут российским лизинговым компаниям развиваться, а отечественные авиакомпании освободят от лишних трат. Глава аналитического отдела "Авиапорта" Олег Пантелеев добавляет, что при закрытии рынка для иностранцев финансовых средств, которыми обладают российские лизингодатели, просто не хватит на то, чтобы полноценно обновить парк российских перевозчиков.

Source: Новости AK&M


 

Отметьте интересные вам фрагменты текста и они станут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.